«Был проект, связанный с привлечением молодежи в автомобилестроение, автомобильный спорт. Сейчас мы создаем инфраструктуру для фактически новой части [Набережных Челнов], на которой можно было бы решать образовательные, спортивные задачи и задачи, связанные с размещением производств, лабораторий», — объясняет генеральный директор КИП «Мастер» идею инвестпроекта «Техногород», который представили сегодня Рустаму Минниханову. Всего на инвестсовете утвердили 11 проектов на 23 млрд: в Зеленодольск «посадят» новые «термы», завод «Славицы» и дилерский центр «Ростсельмаш», а Лаишево будет переманивать туристов из Казани.
Перечень проектов, которые согласовал сегодня президент Татарстана Рустам Минниханов, можно разделить на «бизнесовые» и «туристические» — в преддверии лета на инвестсовет заявилось три проекта в сфере спорта и туризма. В «бизнесовой» части обошлось без сюрпризов: инвесторы сделали ставки на топливный комплекс, развитие производства и промпарки.
Гендиректор ООО «Газпром СПГ технологии» Иван Кожевников представил проект строительства в Татарстане четырех криоАЗС. Они появятся в рамках программы ПАО «Газпром» по развитию в стране малотоннажного производства и использованию СПГ и будут заправлять магистральный и пассажирский транспорт.
Основной инвестор проекта — АО «Газхолодтехнология», ООО «Газпром СПГ технологии» — его «дочка», которая выступает в проекте в роли технического заказчика. «В прошлом году мы вводили в эксплуатацию вместе с компанией „Газхолодтехнология“ завод по производству сжиженного природного газа в РТ (речь о КСПГ „Садилово“ — прим. ред.). Завод уже функционирует и снабжает СПГ потребителей по всей России. Также в Татарстане уже действуют две криозаправки (обе на трассе М7), еще две будут введены в III квартале этого года, объекты появятся в Новой Туре и Кирби», — рассказал Кожевников.
В продолжение этой программы в декабре 2022-го власти Татарстана подписали с «Газпром СПГ технологиями» соглашение на строительство 8 новых криоАЗС в республике, по одной в 8 районах Татарстана (Рыбно-Слободский, Нижнекамский, Буинский, Бавлинский, Мензелинский, Альметьевский, Чистопольский и Верхнеуслонский районы). Все криоАЗС будут введены в эксплуатацию в 2023–2024 годах.
На инвестсовет компания вышла с проектом строительства четырех новых заправок на территории Буинского, Бавлинского, Нижнекамского, Рыбно-Слободского районов. «Мы просили республику передать нам земельные участки без торгов (площадь каждого участка в районе гектара — прим. ред.), помогли в переводе земель в другую категорию. В Рыбно-Слободском районе еще будет построена станция по техническому обслуживанию газомоторного транспорта. Объем инвестиций — 1,3 миллиарда рублей, на новой инфраструктуре будет создано 173 новых рабочих места. Окупиться планируем в срок от 4 до 6 лет», — рассказал Кожевников.
Гендиректор АО «КИП „Мастер“» Фарид Закиров представил проект индустриального парка «Техногород» в Набережных Челнах. «Это новая инициатива, которая объединит в себе инфраструктуру индустриального парка, промышленного технопарка и городской среды, где можно было бы размещать новые производства под новые требования для самих инвесторов и их работников. Это позволит привлечь новое население в Челны», — рассказал Закиров.
Реализовать проект «Техногорода» площадью 23,8 га планируется в несколько этапов, на прошедшем инвестсовете КИП «Мастер» рассказал о первом — создании промышленного технопарка «Олимп». Сейчас на территории расположено недостроенное здание «Олимпа», предстоит достроить его, ввести в эксплуатацию и построить рядом еще один корпус. Для этого нужны инвестиции в 2,1 млрд рублей и, конечно, земля. «Мы планируем участвовать в федеральном отборе на софинансирование проекта, а сегодня делаем Рустаму Минниханову запрос на выделение КИП „Мастер“ земельного участка в аренду. Мы также просим поддержать наш проект в рамках отбора на промышленные технопарки, помочь с подключением инженерных сетей под земельным участком нашего проекта», — пояснил Закиров.
Индустриальный парк «Техногород» будет примыкать к Набережным Челнам с одной стороны, с других его окружают автомобильный завод КАМАЗ, научно-технический центр КАМАЗа и первая площадка КИП «Мастер».
Закиров уверен, что с поиском резидентов проблем не возникнет: спрос на такого рода инфраструктуру очень высокий, сам КИП «Мастер» площадью 1,5 млн «квадратов» заполнен на 100%.
Отметим, проект «Техногорода» представили еще в 2019 году Минниханову и генеральному директору госкорпорации «Ростех» Сергею Чемезову, но тогда он назывался многофункциональным спортивно-образовательным центром. Закиров пояснил, что индустриальный парк «Техногород» — продолжение того проекта. «Мы как бы делаем его шире. Действительно, тогда это был проект, связанный с привлечением молодежи в автомобилестроение, автомобильный спорт. Сейчас же мы делаем инфраструктуру для новой части города, на которой можно было бы решать и образовательные, спортивные задачи, и задачи, связанные с размещением производств, лабораторий», — объяснил Закиров.
Проект длительный: только первый этап, завершение строительства здания промышленного технопарка «Олимп» и возведение дополнительного корпуса, займет три года, но первый «пусковой комплекс» для размещения резидентов будет готов уже в этом году. Финансироваться «Олимп» будет из трех источников: авторы планируют привлечь госсубсидию по постановлению №1659 правительства России до 900 млн рублей, но при условии, что средства вложит руководство региона и сам инвестор, КИП «Мастер».
«Что касается „Техногорода“, то он рассчитан на 10–15 лет, будет запускаться в несколько этапов, каждый со своей командой и своими инициаторами и источниками финансирования», — подытожил Закиров.
Двумя резидентами может пополниться промпарк «Тура 2.0». Речь идет о группе компаний «Крайс» (бренд «Славица») и ООО «Арт»: «Славица» хочет построить в «Туре 2.0» производственный комплекс на 650 рабочих мест, а «Арт» — третий в Татарстане дилерский центр «Ростсельмаш».
О желании «посадить» «Славицу» во второй «Туре» стало известно на этапе «засвета» проекта: на эскизах парка, которые в конце января этого года презентовали Минниханову, «Славица» числилась в потенциальных резидентах вместе с «Нэфисом», «Деловыми линиями», КАМАЗом и др. Тогда власти Зеленодольска не опровергали и не подтверждали «рассадку» резидентов, но за следующие несколько месяцев в «Туру 2.0» «сел» и «Нэфис» (свой проект компания предсатвила на мартовском инвестсовете), позже присоединились «Деловые линии».
Группе компаний «Крейс» почти 30 лет, она занимается производством и продажей мороженого и замороженных мясных полуфабрикатов. В составе ГК две фабрики мороженого в Набережных Челнах и Красноярске, фабрика полуфабрикатов в Абакане, а также 15 торговых предприятий.
В «Туре 2.0» компания планирует разместить производство на 650 рабочих мест, площадь предполагаемого участка — 5,3 гектара. Начать строительство планируется весной 2024 года, запуск производства ожидается во II квартале 2025-го. Инвестпроект рассчитан на четыре года, с 2024-го по 2027-й в него вложат более 2 млрд рублей.
Еще один проект стоимостью 382,8 млн рублей представило ООО «Арт»: компания планирует построить в «Туре 2.0» дилерский центр «Ростсельмаш», третий в Татарстане. Строительно-монтажные работы начнутся в I квартале 2024 года. Запуск проекта планируется во II квартале 2025-го, выход на проектную мощность — в IV квартале 2025-го, сообщили детали проекта в пресс-службе Зеленодольска.